Мы из Шахт!RU
Герб города Шахты
Шахты - это наш город Карта сайта Добавить SHAKHT.RU в Избранное
SHAKHT.RU - Информационый портал города Шахты SHAKHT.RU - Шахтинский информационный портал
Сегодня среда, 29 марта, 2017 года  
Шахтинский информационный портал. город Шахты

Сайты города Шахты Сайты на Шахт.ru
LOVE.SHAKHT.RU - Знакомства на ШАХТ.RU

Поисковая система Шахт.ru










Реклама
Город Шахты :: История в деталях

Горлов Петр Николаевич


Петр Николаевич Горлов

Имя незаурядного человека Петра Николаевича Горлова, стоявшего у истоков зарождения угольной промышленности Донбасса, связано не только с городом, который носит его имя, но и с нашим городом. Правда, городом он тогда еще не был.

Родился Петр в дворянской семье в Сибири, куда его отец уехал и дослужился там до чина действительного статского советника и был председателем Иркутского губернского правления. Николай Горлов был либеральных взглядов и известным человеком в своих кругах. Он дружил со многими известными людьми того времени и питал большую симпатию к декабристам. За самовольное облегчение режима пребывания декабристов в сибирской ссылке (он смягчил наказание ссыльным декабристам и вместо Нерчинского рудника направил их на заводы) Николай Петрович по доносу на имя графа Бенкендорфа от 27 июня 1827 года вынужден был покинуть службу, и подал в 1828 году в отставку.

Сам Петр Николаевич родился 23 мая 1839 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск). Детство Петра Горлова прошло в подмосковном Измайлове (куда семья переехала из Иркутска), как он потом вспоминал, в атмосфере уважения к наукам и литературе, семейного взаимопонимания. Отец начал заниматься бизнесом, производством шерстяной пряжи, и часто брал сына с собой на фабрику. Там маленький Петр впервые увидел машины и оборудование, на которых изготавливали пряжу. Эти впечатления оказались самыми сильными. После успешного окончания 1-й Московской гимназии Петр поступил в престижный Петербургский институт Корпуса горных инженеров, который закончил с золотой медалью, его имя было занесено на почетную Золотую доску.

После окончания института, как один из лучших его выпускников, Горлов в 1859 году направляется на службу в Русское Общество Пароходства и Торговли, которое начало активные разработки антрацита на Грушевке. Здесь он приобрел первый практический опыт специалиста горного дела. В дальнейшем он продолжил трудовую деятельность на государственной службе в Горном управлении Земли войска Донского. С 1864 года уже в качестве младшего помощника инспектора горного промысла на Землях войска Донского он ближе знакомится со специалистами горного промысла, владельцами шахт. И вскоре новая карьерная ступенька - должность и. о. начальника довольно сложного в геологическом отношении II Горного округа. Молодому специалисту доверяют строительство водоотлива на Грушевском руднике (он был на нем устроителем и смотрителем). В то время устройство водоотлива на руднике было одной из самых проблемных технических задач, требующей немедленного решения. Без решения этой задачи невозможно было дальнейшее активное развитие месторождения. В свободное от строительства время он совместно с управляющим горной и соляной частью Земли войска Донского А.И.Антиповым успевает составить первый горно-геологический атлас Грушевского рудника (с картами залежей пластов угольных месторождений и геологической картой с указанием выходов каменноугольных пластов на поверхность). Атлас был составлен так профессионально, что заслужил высокую оценку крупного специалиста угольного дела того периода академика Г. Гельмерсена и без изменений был включен им в первую пластовую карту угольных месторождений Донбасса.

За успешную службу в Горном управлении Земли Войска Донского Горлов в 1865-1866 годах был награжден орденами Святого Станислава и Святой Анны 3-й степени.

Младшим горным инженером Войска Донского Петр Николаевич оставался служить до 3 октября 1869 года.

В дальнейшем судьба сводит Горлова с «железнодорожным королем» купцом первой гильдии Самуилом Соломоновичем Поляковым, который был учредителем и акционером нескольких обществ, получивших подряд на строительство железных дорог, в частности Курско-Харьковско-Азовской (строительство 1868-1869 гг) и Воронежско-Ростовской (строительство 1869-1872 гг ). Кстати говоря, Поляков в 1972 году купил и первую на Дону Грушевско-Донскую железную дорогу, которая в том же году вошла в состав Воронежско-Ростовской.

В планы Полякова входило и строительство на линии дороги Азовского рельсового завода. Для его строительства Поляков пригласил в 1869 году А.И.Антипова, ну а тот в свою очередь, для устройства каменноугольных копей и рудников П.Н.Горлова, которого он хорошо знал по предыдущей совместной работе.

Со строительством завода сразу не все заладилось, а вот участок с богатыми залежами каменного угля у реки Корсунь Поляковым был приобретен. После некоторого перерыва Горлов (за это время он успел поработать управляющим горными и заводскими делами у помещика Ивана Григорьевича Иловайского на Макеевской угольной копи) приглашается вновь для управления и разработки каменноугольных копей как вблизи Никитовки, на Курско-Азовской дороге, так и вблизи ст. Каменской, на дороге Воронежско-Ростовской.

1 августа 1871 года под руководством Горлова началось строительство Корсунского рудника (впоследствии - шахты «Кочегарка»). С 1872 года рядом с Корсунской копью выстраиваются первые здания, где живут рабочие и находится управление рудника.

Корсунская копь строилась и эксплуатировалась с учетом последних достижений горного дела. Несмотря на абсолютное отсутствие в то время опытных горнорабочих и технического персонала Горлов применяет оригинальную для того времени технологию горных работ-потолкоуступный способ отработки крутопадающих пластов, который применяется и сегодня, активно использовались и лучшие для того времени механизмы и оборудование. Через несколько лет рудник стал одним из крупнейших угольных предприятий Донбасса.

Не без помощи Горлова в апреле 1872 года Поляков разработал устав и утвердил «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности» с уставным капиталом 1,25 миллионов рублей. Экономическую основу Общества составил Корсунский рудник, уголь которого по своим характеристикам оказался одним из самых ценных в Донбассе, (в 1873 году образцы угля с этого рудника выставляются на промышленной вставке в Вене).

Горлов был одним из пяти инициаторов создания Съезда горнопромышленников Юга России, до конца своих дней - почетным членом Совета Съезда. Первый Съезд состоялся в 1874 году в Таганроге, в том же году организован был и Совет Съезда в Харькове. Съезды играли важную роль в определении стратегии развития горного дела и металлургии в России.

Горлова и Полякова беспокоила не только техническая сторона дела добычи угля, они понимали, что создание самого мощного угледобывающего комплекса в регионе невозможно без соответствующей инфраструктуры: строится железнодорожная ветка, соединившая шахты со станцией Корсунь, создается «Горное училище С.С.Полякова» (открыто в 1978 г.), обустраивается поселок.

Общество расширяется: при неизменном техническом руководстве Горлова в 1877 году закладывается новый рудник Чегарская копь (ныне шахта «Южнодонбасская»), ведется разведка новых угольных месторождений.

В 1879 году на Корсунской копи работали более одной тысячи человек, которые добывали свыше 5 миллионов пудов каменного угля. Рядом с рудником рос поселок.

Успехи «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» были отмечены на всероссийской выставке в 1881 году высшей наградой - Государственным Гербом, а на промышленной выставке в Одессе в 1884 году - Золотой медалью. В сопровождающих награды документах отмечалось: «Пример Горловки заслуживает подражания на других копях и заводах". Горлова за успехи на поприще «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» награждают чином Статского Советника и орденом Анны 2-й степени.

Но главной наградой Горлову стало его доброе имя, которым с середины 80-х годов стали называть Корсунь и железнодорожную станцию, несмотря на неприятности с финансовыми документами из-за которых Горлову пришлось в 1883 году покинуть рудник.

Уехав из Донбасса в Харьков, Петр Горлов продолжал удивлять соотечественников техническими новинками и изысками: под его руководством строятся здание городской биржи и другие городские объекты.

В 1885 году, имея за плечами 25 лет службы в Донецком каменноугольном бассейне, он увольняется с государственной службы и получает от императора Александра ІІІ пенсию. Но неуемный дар горного инженера не дает Горлову покоя: из Харькова он уезжает на Кавказ, где занимается строительством шахт на Тквибульском месторождении каменного угля.

В 1892 году, по приглашению давнего товарища, едет на Дальний Восток в Уссурийский край. Вблизи Владивостока Горлов принимает активное участие в разведке и организации добычи угля на Свято-Макарьевском месторождении спекающихся углей, а чуть позднее на мощном Спасском месторождении бурых углей. По его инициативе во Владивостоке было учреждено отделение императорского технического общества, председателем которого он единогласно избирался до 1900 года.

В конце 1890-х годов его судьба связана с разведкой и организацией добычи угля по трассам железных дорог: Средне-Азиатской в Туркестанском крае, Оренбурго-Ташкентской, Восточно-Китайской... Практику он сочетал с научной работой (составил «Описание каменноугольных месторождений Туркестанского края»).

Последние годы жизни Горлов провел в Санкт-Петербурге, работая в департаменте горного дела. Одновременно интересовался вопросами водоснабжения Петербурга пресной водой, изложив результаты своего исследования в научном труде с поэтическим названием «Петербург Невы еще не знает». По поручению совета Съезда горнопромышленников Юга России начал писать «Историю горнозаводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи», однако завершить труд не успел и в 1915 году в Харькове выходит лишь первая часть так и не увидевшей окончания его книги. В ней Горлов первым популяризирует и делает крылатой легенду об остановке Петра Великого после Азовского похода при реке Кальмиус, сказавшего про горящий уголек: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам полезен будет.»

20 ноября 1915 года П.Н.Горлов умер в Петрограде. Похоронен он на Выборгском кладбище в Красном селе, точное место захоронения его неизвестно (во время войны на старом кладбище хоронили наших солдат).

Талант и знания таких специалистов-профессионалов как Горлов активно использовался промышленной элитой для экономического обустройства Донецкого региона. И им принадлежит немалая доля заслуг в становлении городов и поселков в Донбассе.

Его заслуги высоко отмечены царским правительством, он награжден орденами Святого Владимира, Святой Анны, Святого Святослава.

В память о Петре Николаевиче Горлове остался город, носящий его имя. Именем Горлова также названы два горных перевала на Памире и Тянь-Шане. В 1999 году в центре Горловки был установлен памятник основателю города.


По материалам:

С.Нестерцова, В.Нестерцов. Донецкие корни. Контракты.№31 от 02.04.2004.

А. Шевченко. Основатели Горловки. Донецк.




Все материалы являются собственностью сайта SHAKHT.RU и их авторов.
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения администрации сайта.
Использование материалов в сети Интернет разрешается только с указанием гиперссылки на сайт www.shakht.ru
Город Шахты - шахтинский сайт
Реклама Шахт.ru Реклама г.Шахты


Знакомства в городе Шахты Знакомства SHAKHT.RU
Я:
Найти:
Возраст:
 -   лет




Погода в городе Шахты Погода в г.Шахты
ФОБОС: погода в г.Шахты


Получить код



 
Copyright © SHAKHT.RU
2004-2005
     Разработка и поддержка:  
 
        Шахты — это наш город