Мы из Шахт!RU
Герб города Шахты
Шахты - это наш город Карта сайта Добавить SHAKHT.RU в Избранное
SHAKHT.RU - Информационый портал города Шахты SHAKHT.RU - Шахтинский информационный портал
Сегодня воскресенье, 19 ноября, 2017 года  
Шахтинский информационный портал. город Шахты

Сайты города Шахты Сайты на Шахт.ru
LOVE.SHAKHT.RU - Знакомства на ШАХТ.RU

Поисковая система Шахт.ru










Реклама
Город Шахты :: История в деталях

"Антрацитовая лихорадка"


Правила об утверждении частных компаний для разработки антрацита на Дону.

Установленные в 1840 году управлением горной и соляной частью Войска Донского правила пользования угольными месторождениями вскоре стали препятствием к дальнейшему развитию добычи угля на Грушевских копях. Военное министерство, не без участия заинтересованных лиц, вынуждено было в 1956 году утвердить специальные «Правила об утверждении частных компаний для разработки антрацита на Дону».

По новым правилам к разработке антрацита допускались не только лица войскового сословия, но и частные товарищества и общества. За каждый выделенный участок в войсковую казну вносилась плата в 50 рублей серебром. Размер пошлины за каждый пуд добытого угля был снижен с 2 до 0.5 копеек серебром. Размер отводимых под разработку угля участков увеличивался до 5 тысяч кв. сажень (2,27 га). Также разрешено объединять несколько соседних участков для совместной разработки.

За новыми отводами устремились не только зажиточные казаки, новые правила открыли доступ к разработке угольных месторождений крупным частным компаниям и товариществам. Это дало толчок развитию Грушевского региона. В 1957 году было выделено под разработку 57 отводов, в следующем году 254 отвода, в 1860 году ещё 51 отвод.


Российское общество пароходства и торговли.

Российское общество пароходства и торговли (РОПиТ) была одной из первых компаний, которая воспользовалась новыми правилами.

Условия капиталистического развития диктовали свои требования. Остро ощущалась необходимость в создании на Черном море такого торгового флота, который смог бы обеспечить возрастающую внешнюю торговлю и, в первую очередь, хлебный вывоз из черноморских, азовских и дунайских портов. Правительство также осознавало необходимость заселения южных окраин и развития богатого, еще совсем не использованного края.


Н.А.Аркас

В 1856 году при Морском министерстве был создан Комитет для развития торгового флота, который содействовал организации русских пароходных компании. 17 мая 1856 года флигель-адъютант Н.А. Аркас и тайный советник Н.А. Новосельский подали в министерство финансов прошение об учреждении частного пароходства с русским капиталом на Черном море. В резолюции на прошении министр финансов, статс-секретарь П.Ф. Брок в числе прочего начертал собственноручно: «Для получения топлива с уменьшенными расходами просить военного министра оказать содействие к отводу для этой цели Обществу достаточного участка земли в Области Войска Донского близ Грушевских копей».

Прошение с резолюцией министра финансов поступило к государю Александру II и было утверждено 3 августа 1856 года. В соответствии с утвержденым уставом, общество обязывалось содержать морские линии, а также буксирное и пассажирское сообщение по рекам Буг, Днестр, Днепр, Дон, Дунай. Так был создан РОПиТ - Русское общество пароходства и торговли.

Деятельность пароходства началась с 21 мая 1857 года, когда пароход «Дон» вышел первым рейсом из Одессы в Ростов. Благодаря поддержке государства, путем выдачи пособий и субсидий, флот быстро развивался.

Для нормального функционирования флота необходим был уголь. Пользовались в то время английским углем. Грушевский антрацит из-за сложности доставки, нехватки средств и капиталов для его разработки не выдерживал конкуренции с английским. Крымская война 1853-1856 годов сделало актуальным вопрос о независимом снабжении черноморского флота российским углем.

Для этих целей в 1957 году РОПиТ для разработки угля был выделен участок в 4 кв. версты в трех километрах от реки Грушевка (в настоящее время район «Петровки»). Для устройства рудника из Петербурга был выписан горный инженер Вагнер Петр Александрович, выпускник 1856 года Института Корпуса Горных Инженеров в Санкт-Петербурге.

Помимо разработки существующих небольших шахт (район улицы Мировая Коммуна), а их было 32, в планы общества входило и строительство более крупных угольных предприятий. В октябре месяце РОПиТ заложило первую шахту «Надежда» глубиной 12 саженей. По тому времени это должно было быть крупное угольное предприятие. Однако её строительство было неудачно. Несмотря на это, изыскательские и проектные работы были продолжены и в 1862 году Вагнером П.А. была спроектирована и заложена крупная шахта «Покровская» (в советское время шахта им. Петровского). Первый уголь на ней был выдан на-гора в 1870 году.

Дальнейшая судьба горного инженера Вагнера неизвестна, неизвестно когда он умер и где похоронен.

С приходом на Грушевку компаний и различных обществ, появилась возможность применения паровых машин и привлечения для разработок антрацита технических специалистов, более предметно знающих горное дело.

Именно на шахте РОПиТа была установлена первая паровая подъемная машина в Грушевском районе в 1859 году. Эта машина была изготовлена в Бельгии, имела мощность двигателя в 12 л.с. и производительность 30 тонн в сутки.

Стали привлекаться и технические специалисты. Так один из лучших выпускников Института Корпуса Горных Инженеров в Санкт-Петербурге, Петр Горлов в 1859 году был распределен в распоряжение Русского общества пароходства и торговли, где продолжил изучение горного дела. Пройдя несколько карьерных ступенек, он занимался техническими вопросами: строительством водоотлива на Грушевском руднике, инспектировал шахты, составил первый горно-геологический атлас Грушевского рудника.


Итоги действия новых правил.

Одним из главных итогов действия новых правил в пять лет, стало то, что район Грушевки становится центром угольной промышленности на Дону. Шахты росли одна за другой.

Появляется устойчивый интерес к угледобыче, как у войсковых жителей, так и у различных товариществ и обществ. Причем последние были заинтересованы в дальнейшей либерализации законов и более активном участии в развитии угольной промышленности.

Добыча на Грушевке достигла 50-70 тысяч тонн антрацита в год, что на начало 1860-го года составляла 70% всей добычи Донбасса и почти 50 % добычи угля в России.

Что представлял собой угольный промысел на Грушевке в начале 60-х можно судить из доклада горного смотрителя Грушевских копей войскового старшины Антонова о числе работающих шахт по добыче угля в 1862 году. В нем сообщалось, что с начала промысла на Грушевских угольных копях было заложено 256 шахт. Из этого количества «дойдено» до рабочих антрацитовых пластов -183 шахты (из них окончательно выработано угля в 12 шахтах), соответственно «недойдено» до пластов -73 шахты.

В 1862 году вырабатывали антрацит 59 шахт. Остальные шахты не работали по разным причинам: по сильным притокам воды, по недостатку требований на антрацит или по нежеланию углепромышленников.

На этот год рабочих на шахтах было: казаков 29 человек и иногородних около 1000. Хотя эта цифра менялась в зависимости от потребностей в рабочей силе, времени года, видов на урожай и т.д. Так, например, в 1860 году рабочих на шахтах было 2177 человека.

К 1 января 1862 года оставалось при шахтах антрацита 5 397 483 пуда (86 360 тонн).

В течение года добыто 5 366 841 пуд (85 870 тонн), вывезено 6 043 184 пуда (96 690 тонн), осталось 4 721 170 (75 540 тонн).

Из этих данных следует, что за пятилетие со времени ввода новых правил, добыча угля на Грушевке увеличилась более чем в три раза.


Проблемы дальнейшего развития промысла.

Добываемый уголь на Грушевке употреблялся для казенных нужд, нужд Войска и для отапливания жилья, начал применяться в значительных объемах для нужд металлургии. В это же время возрос спрос на уголь для пароходов, курсирующих в акватории Черного и Азовского морей. Уже в то время Грушевский антрацит «как превосходный горючий материал ….овладел всеми черноморскими портами». Спрос на донской уголь и антрацит постоянно возрастал, но ряд обстоятельств, помимо монополии войска, препятствовал увеличению его добычи.

Одной их проблем было то, что Грушевский антрацит не выдерживал конкуренции с английским углем. Продавался он в городах по 30 коп. сер., а в портовых городах - по 15 коп. за пуд, «но с появлением донского антрацита, - писал современник, - для подрыва сей промышленности, слабой средствами и капиталами, [англичане] уменьшили цену своего угля до половины». Грушевский антрацит при шахтах продавался по 7,5 копеек за пуд, однако транспортировка подводами делала его слишком дорогим.

Значительный вклад в решение этой проблемы внесли наказной атаман Михаил Григорьевич Хомутов, торговые казаки углепромышленники С. Н. Кошкин, А. И. Сербинов и другие. При их непосредственном участии, в 1864 году была построена первая на Дону Грушевско-Донская железная дорога, которая открыла Грушевскому антрациту свободный выход к Дону и затем к портам Черного и Азовского морей.

Другой не менее важной проблемой было привлечение рабочей силы на горные промыслы. В начале 1860-х годов на шахтах Грушевского района было занято до 2000 рабочих. Донская область испытывало недостаток в рабочих руках и, хотя заработок был несколько выше, чем в центральных губерниях, люди шли неохотно на горные работы из-за необустроенности быта и неопределенного статуса.

К началу 60-х годов постоянных кадров рабочих-шахтеров в Земле войска Донского по-существу не было. Работы велись с осени до весны и использовались сезонные рабочие приходившие из центральных губерний России на период с октября по февраль. Из этих рабочих формировались артели, причем артельщики или хозяева шахты договаривались с работниками об условиях найма и оплаты, как правило, устно. Условия труда и быта артельщиков были крайне тяжелыми и зависели от воли нанимателя.

Временные рабочие жили без семей в примитивных постройках (хижинах и землянках). Шахтовладельцы не стремились строить капитальные здания, поскольку существование маломощных шахт было кратковременным. Но с приходом компаний к началу 60-х годов уже были и постоянные рабочие, которые жили на нелегальном положении.

Компании, пришедшие на Грушевку после принятия вышеназванных правил, были заинтересованы в более стабильной работе шахт в течение всего сезона и поэтому в присутствии постоянных и профессиональных рабочих.


Положение о горном промысле в Земле войска Донского.

Законодательно ликвидировать барьеры, препятствующие развитию угольного промысла на Грушевке, да и во всем Донбассе позволили буржуазные реформы Александра-II в начале 60-х годов ХIХ-века.

Буржуазия центральных районов страны требовала свободного доступа в угольную промышленность Дона. Не без её участия в 1860 году стал разрабатываться новый проект «Правил для донской угольной промышленности».

Быстрое развитие угольной промышленности в Грушевском районе, как и во всем Донбассе началось после отмены крепостного права в 1861 году, поскольку способствовало притоку рабочей силы на угольные промыслы Донбасса..

В 1863 году Александр II учредил особый комитет, который выработал «Главные основания для поступления людей в горные работы в Бесарабии и Новороссийском крае».

А в 1864 году был принят новый закон о развитии угольной промышленности Дона: «Положение о горном промысле в Земле войска Донского», которое 8 марта было утверждено царем.

Этим «Положением» было предоставлено право искать, разведывать и добывать ископаемый уголь и все прочие полезные ископаемые, в недрах станичных и владельческих землях исключительно станичным обществом и владельцам, которые, действуя на правах полной собственности, могут, если пожелают, разрабатывать сами или допускать всех посторонних лиц (без всякого различия, будут ли они войскового или невойскового происхождения) по добровольным с ними условиям, соблюдая лишь при этом нижеследующие правила:

-о всяком новом открытии месторождения полезного ископаемого, а равно и при начале его разработки должно быть извещаемо промышленниками местное в Земле войска Донского Горное управление (ст.59);

-промышленники, производящие в земле станичных обществ и владельцев недвижимых на Дону имений разработку, обязаны иметь планы работ и подчиняться согласно ст.ст.53 и 54 надзору местного Горного управления относительно безопасности выработок (ст. 60).

Все эти «узаконения» показывают, что отныне уже не будут более отмежевываться в войсковую собственность из земель станичных и владельческих те участки, в которых откроется уголь, руда или другое какое либо минеральное вещество.

Кроме того, в упомянутом выше положении постановлено, что с добываемого в землях станичных обществ и владельцев на Дону имений каменного угля и антрацита ныне никакой горной пошлины в пользу Войска не взимается; а в случае открытия в этих землях руд или металлов горная пошлина с них определяется «по сравнению с правилами», установленными для частной владельческой собственности в прочих частях империи.

В объявлении инженера горного промысла в Земле войска Донского капитана Антипова Алексея Ивановича отмечалось: «Нет сомнения, что при таком расширении прав владельцев и открытии полной свободы к развитию весьма важного для края горного промысла найдутся в среде станичных обществ и частных землевладельцев лица, которые сами пожелают заниматься разного рода горными разработками. Имея это в виду, Горное управление заранее заявляет таковым лицам, что если они будут иметь надобность в каких-либо указаниях, справках или сведениях требующих по своей специальности близкого знакомства с горным делом, то все это будет с полной готовностью им сообщено Горным управлением, имеющим главное пребывание свое в городе Новочеркасске.»

Таким образом, горный промысел на землях станичных и владельческих принадлежал исключительно станичным обществам и владельцам; но по отношению к землям войсковым было проведено начало горной свободы с правом первого открывателя. Вместо оброчной платы была установлена особая пошлина, обращаемая в общий войсковой капитал, как в фонд для улучшения горного промысла в Донском крае.

Реформы начала 1860-х годов в земле Войска Донского заложили законодательную и экономическую основу для образования Грушевского горного поселения.




Все материалы являются собственностью сайта SHAKHT.RU и их авторов.
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения администрации сайта.
Использование материалов в сети Интернет разрешается только с указанием гиперссылки на сайт www.shakht.ru
Город Шахты - шахтинский сайт
Реклама Шахт.ru Реклама г.Шахты


Знакомства в городе Шахты Знакомства SHAKHT.RU
Я:
Найти:
Возраст:
 -   лет




Погода в городе Шахты Погода в г.Шахты
ФОБОС: погода в г.Шахты


Получить код



 
Copyright © SHAKHT.RU
2004-2005
     Разработка и поддержка:  
 
        Шахты — это наш город