Мы из Шахт!RU
Герб города Шахты
Шахты - это наш город Карта сайта Добавить SHAKHT.RU в Избранное
SHAKHT.RU - Информационый портал города Шахты SHAKHT.RU - Шахтинский информационный портал
Сегодня четверг, 30 октября, 2014 года  
Шахтинский информационный портал. город Шахты

Сайты города Шахты Сайты на Шахт.ru
LOVE.SHAKHT.RU - Знакомства на ШАХТ.RU

Поисковая система Шахт.ru










Реклама
Город Шахты :: История в деталях

Хрюкин Тимофей Тимофеевич


Хрюкин Тимофей Тимофеевич

Родился в городе Ейске 21 июня 1910 года. Когда-то его дед, пытаясь избавить семью от нужды, уходил в город на заработки, а потом и вовсе осел там, став извозчиком. Отцу Тимофея пришлось испытать еще более тяжкий подневольный труд. От зари до зари работал каменщиком, а заработка не хватало на содержание семьи. Вот и приходилось матери Тимофея помогать отцу. Она до упаду трудилась в чадной прачечной и получала мизерную зарплату. Прокормить большую семью в городе становилось все труднее и труднее.

И подались снова Хрюкины на новое место жительства, из города в станицу. С восьми лет Тимофей батрачил у богатых казаков, часто получал тумаки и зуботычины от хозяев, подрос, сбежал из станицы и два года скитался по станицам.

После Великой Октябрьской социалистической революции рухнули старые отношения между людьми, началось созидание новой жизни.

От мала до велика, стали учиться, ликвидировать свою неграмотность. К тому времени, когда Тимофей освоил грамоту, он уже имел немалый трудовой опыт: работал чернорабочим, грузчиком, молотобойцем железнодорожного депо. Его, трудолюбивого юношу, приняли в комсомол; вскоре ему поручили ответственную комсомольскую работу, затем избрали секретарем райкома комсомола.

В то время молодому комсомольскому вожаку приходилось выполнять нелегкие обязанности, как говорилось, от зари до зари, и все-таки он выкраивал время для занятий на рабфаке, куда поступил после окончания школы.

В 1929 году его приняли в члены Коммунистической партии, а через три года после окончания рабфака перед ним встал вопрос: что же дальше - учиться или работать? Поступил в сельскохозяйственный институт. Но вскоре по партийному набору его направили в Луганскую авиационную школу пилотов. Восемнадцать месяцев напряженной учебы пролетели незаметно. Теоретические занятия по аэродинамике, воздушной навигации, бомбометанию, авиационной технике, воздушно-стрелковой подготовке, тактике авиации; учебно-тренировочные полеты, строевая подготовка, спортивные тренировки - это заполняло до предела учебные будни жадного к знаниям коммуниста-курсанта.

Школу пилотов он закончил в 1933 году. Казалось, совсем недавно Тимофей Хрюкин сдавал последний экзамен, выполнял самостоятельный зачетный полет, слушал на торжественном вечере приказ о присвоении выпускникам звания военного летчика, и вот он уже командир звена бомбардировщиков, сам научился точно поражать бомбами различные цели, подчиненные ему экипажи подготовил к выполнению сложных учебных заданий.

Проходит немного времени, и Хрюкина в числе первых советских добровольцев направляют в Испанию, чтобы помочь республиканцам в борьбе против фашистских мятежников. В испанском фронтовом небе (1936-1937) он получил первую боевую закалку - водил самолет под огнем врага и наносил удары по войскам франкистов. За совершенные героические подвиги получил тогда первую правительственную награду - орден Красного Знамени.

В апреле-июне 1938 года он оказался вместе с теми советскими патриотами-интернационалистами, которые по зову своего сердца выступили против японских захватчиков, помогая китайскому народу в освободительной войне с империалистическими агрессорами. Тимофей Хрюкин сначала командовал эскадрильей, затем группой бомбардировщиков, водил ее на боевые удары по наиболее важным объектам японских захватчиков. Он сражался с японскими захватчиками мужественно, умело, с достоинством и честью. Один из его боевых вылетов вошел в историю, как уникальный. В результате воздушной атаки его единственного самолета был потоплен современный мощный японский авианосец «Ямато-мару». За этот подвиг 22 февраля 1939 года Тимофею Тимофеевичу Хрюкину было присвоено - звание Героя Советского Союза, и он был награжден китайским орденом.

По возвращении на Родину Хрюкин командовал авиационной бригадой, авиацией 3-й армии во время освободительного похода Красной Армии в Западную Украину. Во время советско-финской войны (ноябрь 1939-март 1940 года) командовал ВВС 14-ой армии. После финской войны его назначили заместителем генерального инспектора Военно-Воздушных Сил.

4 мая 1940 года ему было присвоено звание комдива, а через месяц в связи с введением генеральских званий - генерал-майора авиации. Он окончил высшие курсы Академии Генерального штаба и получил назначение командующим ВВС 12-й армии Киевского Особого военного округа.

С первых дней разразившейся Великой Отечественной войны Хрюкин использовал имевшиеся авиационные соединения сосредоточенно, для нанесения массированных ударов по полчищам немецко-фашистских агрессоров. Став в августе 1941-года командующим ВВС вновь тогда созданного Карельского фронта, он организовал прикрытие с воздуха Кировской железной дороги, соединявшей центр страны с незамерзающим портом на Севере. Сюда гитлеровцы направляли свои авиационные части 5-го воздушного флота, которые базировались на аэродромах в Норвегии и Финляндии.

Командующему фронтовой авиацией Хрюкину приходилось решать множество вопросов, связанных с боевыми действиями в условиях Севера, ночи, с переучиванием летного состава на новых самолетах, с развитием аэродромной сети, средств радионавигации и светомаяков. Он постоянно направлял усилия командиров, всех авиаторов на разгром вражеской авиации, на более эффективное содействие наземным частям и соединениям в отпоре захватчикам, рвавшимся к северным районам нашей страны.

В июне 1942 года генерал Хрюкин командовал ВВС Юго-Западного фронта, одновременно выполнял задачи по формированию вновь создаваемой тогда 8-й воздушной армии, которая затем под его командованием участвовала в Сталинградской битве.

С первых дней командования 8-й армией генерал Хрюкин настойчиво добивался совершенствования подготовки летного состава в самых неблагоприятных условиях фронта. Теоретические занятия, подкрепленные практикой, отработка наилучших боевых приемов использования авиации, организация предполетной подготовки и послеполетные разборы - все направлялось им на повышение эффективности боевых действий авиационных частей и соединений. Он поощрял разумные предложения и начинания, направленные на повышение боевой деятельности частей, в частности, одобрил разработанную новую тактику действия штурмовиков со средних высот и принял меры к немедленному применению ее на фронте, что значительно повысило эффективность штурмовых ударов «Ильюшиных».

В разгар оборонительного сражения на Волге немецкое командование перебросило к Сталинграду одну из лучших своих эскадр, считавшуюся ударной мощью германской авиации. Ее костяк составляли ветераны немецкого воздушного флота, матерые стервятники. С некоторыми из них Хрюкин встречался еще в небе Испании.

В самые напряженные дни обороны Сталинграда генерал осуществил давнюю свою мечту: он создал истребительную часть для борьбы с авиацией противника. Такой частью стал 69-й, впоследствии 9-й гвардейский истребительный авиаполк (командир Л. Л. Шестаков и комиссар А. А. Верховец). Летчики этого полка появлялись на наиболее вероятных направлениях полетов вражеских самолетов, вели непрерывный поиск воздушного противника, а обнаружив его, вступали с ним в бой и уничтожали его. Такая практика уничтожения самолетов противника содействовала завоеванию господства в воздухе. Полк комплектовался из лучших летчиков, прекрасно подготовленных тактически, безукоризненно владеющих техникой пилотирования, умеющих вести снайперский огонь. Их называли воздушными асами.

Созданный по инициативе Хрюкина элитный полк мастеров воздушного боя полностью оправдал свое предназначение. Его летчики широко и активно практиковали перехват вражеских самолетов из засад. Они смело вступали в бой с большими группами противника и наносили ему ощутимый урон. Амет-хан Султан, Алелюхин, Лавриненков (впоследствии дважды Герои Советского Союза), Ковачевич, Кузьмин, Баранов, Еремин и другие асы этого полка прославили 8-ю воздушную армию. Воевал в этом полку и наш земляк Герой Советского Союза Дранищев Е.П.- один из самых эффективных советских истребителей.

Отмечая большие заслуги авиаторов 8-й воздушной армии в Сталинградской битве, командующий войсками Сталинградского фронта генерал А. И. Еременко написал в боевой характеристике: "Т. Т. Хрюкин хорошо массировал действия авиации и решительно громил мотомеханизированные войска противника, умело сочетал различные способы боевых действий. Благодаря четко организованной воздушной блокаде его летчики уничтожили 480 транспортных самолетов противника".

Соединения и части 8-й воздушной армии активно содействовали советским войскам в разгроме фашистских полчищ в Ростовской области, Донбассе, Северной Таврии, Крыму. В жестоких сражениях летчики под командованием генерала Хрюкина показывали образцы высокого боевого мастерства, мужества и героизма. Многие из них получили высокие правительственные награды, стали Героями Советского Союза. Имя командующего 8-й воздушной армии не раз называлось в приказах Верховного Главнокомандующего.

За высокое оперативно-тактическое мастерство, проявленное в боях за освобождение Крыма, Хрюкину было присвоено звание генерал-полковника.

После завершения освобождения Крыма с июля 1944 года, он был назначен командующим 1-ой воздушной армией, которая действовала на 3-м Белорусском фронте. Армия участвовала в освобождении Белоруссии, Прибалтики, воевала в Восточной Пруссии, участвовала в других операциях.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1944 года Тимофею Тимофеевичу Хрюкину было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Незаурядные качества военного руководителя, выдающиеся, организаторские способности, личная храбрость, беззаветная преданность Советской Родине снискали Хрюкину большую популярность и, авторитет среди советских людей. Авиаторы учились на его боевом опыте героическому выполнению своего воинского долга, его любили и стремились подражать ему во всем.

В послевоенные годы Т. Т. Хрюкин окончил Военную академию Генерального штаба ВС СССР им. К.Е. Ворошилова, занимал ответственные должности в Военно-Воздушных Силах; являлся заместителем Главнокомандующего ВВС страны по военно-учебным заведениям (1946-1947,1950-1953).

Трагический случай круто изменил жизнь прославленного военачальника. Во время учений он ехал в штаб руководства на автомашине. Неожиданно на дороге показалась группа женщин. Водитель вел автомобиль на большой скорости и растерялся. Казалось, беды не избежать, столкновение неминуемо. Тимофей Тимофеевич рванул руль, свернул машину в кювет. Он получил тяжелые травмы. Врачи сделали ему сложнейшую операцию и спасли жизнь генералу. Но даже его могучий организм не смог побороть последствия увечья. 19 июля 1953 года Тимофей Тимофеевич умер, так и оставшись навсегда в памяти народной самым молодым авиационным генералом…

Благодарные потомки свято чтят память о Тимофее Тимофеевиче Хрюкине. Его именем названы улицы в Волгограде, Севастополе, Белой Церкви, станице Каневской Краснодарского края, траулер, приписанный к Калининградскому морскому порту. Его бюст установлен в городе Ейске.

В Москве на доме, где жил Хрюкин установлена мемориальная доска, а на Новодевичьем кладбище на его могиле установлен бюст, высеченный в мраморе скульптором Вучетичем Е.В.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Суворова 1-ой и 2-ой степени, Кутузова 1-ой степени (дважды), Богдана Хмельницкого 1-ой степени, Отечественной Войны - 2-ой степени, Красной Звезды, многими медалями и иностранными орденами.




Город Шахты - шахтинский сайт
Реклама Шахт.ru Реклама г.Шахты


Знакомства в городе Шахты Знакомства SHAKHT.RU
Я:
Найти:
Возраст:
 -   лет




Погода в городе Шахты Погода в г.Шахты
ФОБОС: погода в г.Шахты


Получить код




 
Copyright © SHAKHT.RU
2004-2005
     Разработка и поддержка:  
 
        Шахты — это наш город